Каксинава принадлежат к языковой семье пано, населяющей тропические леса на востоке Перу и западе Бразилии. Каждое из племен этой семьи называет себя huni kuin, что означает «истинные люди». Название каксинава, по-видимому, происходит от слова Kaxi, которым могут называть летучую мышь или каннибала, а также людей, которые ходят по ночам.

Местоположение

Каксинава живут на бразильско-перуанской границе в Западной Амазонии на реках Пурус и Куранья. Перуанские и бразильские каксинава разделились в начале 20-го века, когда группа из района добычи каучука на реке Энвира переселилась в верховья реки Пурус на перуанскую территорию.

История

В отчетах путешественников в качестве «первоначального» места обитания каксинава до прихода европейцев называются реки Муру, Хумайта и Ибойсу. Каксинава занимали правый берег этих рек, левый берег был занят кулина.

В конце XIX века началась волна вторжений перуанских добытчиков каучука, которая продолжалась около двадцати лет.

Каксинава устраивали набеги на захватчиков, хотя некоторые группы сдавались каучуковым магнатам. Так произошло с группой каксинава из Ибоису, которые согласились работать на Фелизардо Серкейру. В 1924 году они поселились возле реки Жордан, и у пожилых каксинава с этой реки до сих пор можно увидеть клеймо с инициалами FC (Felizardo Cerqueira).

Перуанские каксинава до 1946 года оставались в глубине леса вдали от рек, по которым плавали торговцы.

С 1946 году начались визиты европейских торговцев. К сожалению, после этого от 75 до 80% взрослого населения племени умерло из-за эпидемии кори. Индейцы решили, что причиной смертей была съемка их на пленку: они считали, что пленка уменьшает образ человека, и поэтому человек умирает.

Шаманизм

Каксинава утверждают, что истинные шаманы «мукайя» вымерли, хотя это не мешает им практиковать другие формы шаманизма, считающиеся менее сильными. Некоторыми способностями, например, умением общаться с духами юксин, обладают многие из взрослых индейцев.

Употребление аяхуаски, считающееся уделом шаманов во многих амазонских племенах, среди каксинава практикуют все взрослые мужчины и мальчики-подростки, желающие увидеть «мир лозы». Истинные «мукайя» не нуждались ни в веществах, ни в посторонней помощи, чтобы общаться с невидимой стороной реальности.

В шаманских традициях каксинава понятие юксин не рассматривается как нечто сверхъестественное. Духовная и жизненная сила юксин пронизывает все живые явления на земле, в воде и в небесах.

В повседневной жизни мы видим ту сторону реальности, где всеобщее родство живых существ остается скрытым. В измененных состояниях сознания люди сталкиваются с другой стороной реальности, в которой проявляется духовность растений и животных в форме юксин.

У каксинава есть противопоставление хуни дауя (знахарей) и хуни мукая (шамана). Процесс обучения знахаря сильно отличается от процесса обучения шамана. Его знания перенимаются другого специалиста и требуют хорошей памяти и острого восприятия.

Первым признаком того, что у человека есть потенциал стать шаманом, является неудача на охоте. Шаман настолько глубоко знакомится со вселенной животных, что приобретает способность разговаривать с ними и не может их убивать.

Поэтому шаман не ест мясо, и причины не только психологические. Вкус и аромат мяса становятся для него горькими.

Шамана боятся за его способность вызывать болезнь и смерть без физического воздействия. Его лечебная сила заключается в его способности вести переговоры, когда он идет за потерянным духом своего пациента.

Болезни бывают разных видов: материальные (яд) и духовные (сила). Болезни, связанные с ядом, вызываются целителями, а у болезней, связанных с духовной силой (мука), источником является вражеский мукая (шаман).

После посвящения молодой шаман должен пройти по пути к юксинам, указанному запахами, звуками и образами. Чтобы выдержать, у него должно быть сильное сердце: они часто умирают в результате остановки сердца от страха.

Мифы

Большинство мифов, связанных с каким-либо элементом культуры, рассказывают о том, как какое-то животное передало этот элемент или искусство людям. Белка научила человека искусству посадки (она имеет привычку запасать пищу на зиму). Обезьяна-капуцин научила человека совокупляться. Эти обезьяны во время совокупления находятся лицом к лицу одна к другой, что исключительно редко встречается среди животных. Чтобы передать привычку от животных людям, юксин принимает человеческий облик. Среди животных, живших некоторое время в такой форме среди людей, были крыса-акушерка, паук-ткач и т.д.

Ритуалы

Каждые три или четыре года во время сезона зеленой кукурузы (декабрь и январь) проводится ритуал никспупима (обряд инициации).

Никспу – это лесное растение, стеблем которого индейцы окрашивают зубы в блестящий черный цвет. Чернение зубов является частью макияжа для фестивалей и ритуалов, наряду с нанесением на тело рисунков. Сок никспу считается очень полезным для здоровья зубов.

Ритуал плодородия катксанава проводится несколько раз в год. Визуально он представляет собой танец лесного юксина и ритуальный обмен дичью и рыбой между племенами. Поэтому празднику предшествует коллективная охота.

Искусство и работа

Орнамент «кене куин» является важным символом каксинава. У соседних народов нет ничего подобного. Каксинава расписывают свои тела во время праздников, при встрече гостей или просто ради удовольствия.

То же касается и предметов. С течением времени орнамент исчезает и вновь наносится только во время праздников.

Женщины каксинава занимаются в основном работой по дому и приготовлением пищи.

Основным занятием, которому обучаются мальчики, является охота. Еще в 1955 году каксинава использовали только луки и стрелы.

Большинство методов рыбной ловли также относятся к мужской сфере, так как в озерах обитает множество сильных животных и юксинов: кайман, анаконда, пиранья, юксин куду и речной дельфин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.