История народа шаненава типична для большинства коренных жителей штата Акри. В начале 20-го века они стали жертвами быстрой и насильственной оккупации региона с целью добычи каучука. Язык шаненава относится к семье пано и на нем говорят в основном представители старшего поколения.

Молодежь и дети общаются между собой исключительно на португальском.

Название и место жительства

Название «шаненава»  переводится как «люди синей птицы».

Индейцы говорят, что эту птицу видят крайне редко, но ее появление – знак начала войны между племенами.

Шаненава проживают в средней части штата Акри, на левом берегу реки Энвира.

При оформлении земли племени была допущена ошибка, и их записали как катукина. Узнав об этом, представители шаненава обратились в соответствующие органы, но потом решили, что ошибка в этнониме не является серьезной проблемой.

Космология и ритуалы

Вера шаненава в существование лесных духов (джусин) занимает основное место. Джусины бывают хорошие и плохие. Главный из них называется цака. По словам индейцев, он принимает облик чудовищного животного, которое уничтожает и сжигает все, что проходит мимо. Взрослые используют фигуру этого духа, чтобы пугать детей и заставлять их слушаться.

Шаненава употребляют аяхуаску (на их языке она называется уми) – напиток на основе особого вида лианы, который вызывает видения. Через эти видения они общаются с духами своих предков и получают помощь в решении своих проблем. Кроме того, аяхуаска используется в качестве лекарства.

Индейцы утверждают, что у общины нет шамана. Тем не менее, их народная медицина очень богата. Для лечения также используются средства животного происхождения, самым популярным из которых является жабий яд. Этот яд индейцы наносят на руки в трех точках, обожженных огнем. Через несколько минут после такой процедуры человек извергает все содержимое своего желудка, и это якобы помогает восстановить силы и готовность к работе. Считается также, что яд жабы может избавлять от лени и неудач на охоте.

Марири и ритуальные игры шаненава

Что касается традиционных ритуалов, то и здесь есть записи об очень интересных аспектах. Один из них – танец марири, одно из типичных событий среди народностей пано. Перед танцем члены племени раскрашивают тела и надевают одежду, сделанную из полосок коры деревьев. Один из них обычно переодевается в джусина цака, которого индейцы считают чем-то вроде «оборотня».

Еще одно развлечение – это «игры сахарного тростника». В них один из мужчин борется за ветку сахарного тростника с одной или несколькими женщинами. Женщинам разрешается использовать всю свою силу, а мужчины отбиваться не могут.

Еще одна очень популярная игра – «восковой столб». Индейцы намазывают салом длинный шест, воткнутый в землю, и кладут на верх ценный предмет. В итоге приз забирает тот, кому удаётся добраться до верхушки, не соскользнув вниз.

Среди прочих занятий, у шаненава также практикуются соревнования по стрельбе из лука и плаванию, а также очень популярна игра в футбол.

Жилищные традиции

В последнее время дома строятся из строганного дерева, однако в деревнях по-прежнему преобладают строения на деревянных сваях на высоте около 40 сантиметров от земли, покрытые плетеной соломой.

Раньше шаненава жили в больших постройках из соломы, в которых размещались все семьи клана.

Шаненава ведут натуральное хозяйство, дополняя свой рацион некоторыми товарами, приобретаемыми в городе. Рядом с деревнями на возвышенных участках выращивают сладкий маниок, бананы, кукурузу и арахис. Кроме того, они употребляют дикие фрукты, такие как кешью, манго, инга и так далее.

Также шаненава разводят мелкий домашний скот. Единственным продуктом питания ремесленного производства является мука.

Основной рацион питания шаненава состоит из рыбы, сладкого маниока и банановой каши.

Охота и рыбалка

В регионе мало дичи, и даже если охота возможна, она ограничивается ловлей мелких животных и птиц. Иногда для охоты и рыбалки совершаются походы в места, расположенные вблизи реки Энвира, где шаненава жили в прошлом.

Рыбалка также является традиционной практикой. Наиболее распространенной техникой ловли является использование небольшой сети, хотя иногда применяется яд тимбо – экстракт одной из лиан. Его бросают в реку, в результате чего рыба всплывает на поверхность.

Пищевые традиции

Самым популярным напитком среди шаненава является кайсума, которая готовится из сладкого маниока или банана. Иногда употребляют и кислую кайсуму с более высоким содержанием алкоголя.

В некоторых аспектах жизни шаненава имеются ограничения в употреблении некоторых продуктов, например, в случае с людьми, прошедшими обучение на шаманов. Они долгое время проводят в лесу, где едят только жареный маис и пьют маисовую кайсуму. Конечно, одной из традиций является употребление аяхуаски, благодаря которой шаман учится лечить болезни и занимает свое место в общине.

Социальная организация и имена

Племя состоит из пяти кланов: Ванинава (люди персиковой пальмы), Варинава (люди солнца), Каманава (люди ягуара), Сатанава (люди выдры) и Манинава (люди неба). Дети относятся к клану своей матери и, как правило, могут вступать в брак только с людьми, входящими в тот же клан. Семьи моногамны, хотя в прошлом у вождя могло быть до трех жен.

Дети шаненава получают имена на родном языке в соответствии с четко определенными правилами. Однако все они также имеют португальское имя, и чаще используют именно его. С португальским именем все просто: его может предложить кто угодно, и это обычно приветствуется, особенно если оно ранее не использовалось в деревне.

В случае с индейскими именами ситуация сложнее: они все относятся к набору, который сохраняется из поколения в поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.