Что такое рапэ?

Что такое рапэ? Когда об этом спрашивают в Интернете, то во всех ответах, как правило, рассказывают о французском происхождении слова и о физических составляющих вещества (упоминают о том, что в его основе лежит порошок табака и так далее). И все эти ответы – верные, однако они не помещают рапэ в более широкий местный контекст. Более уместным был бы вопрос: «Что такое настоящий рапэ?» или «Что представляет собой оригинальный рапэ в контексте коренных народов?». Это довольно сложные вопросы, на которые нужно ответить, потому что они поднимают дополнительные вопросы: «Можно ли считать рапэ настоящим только в том случае, если он сделан кем-то с племенным наследием? Можно ли считать любой рапэ, сделанный индейцем, подлинным только потому, что человек, который его сделал, является коренным жителем? И ингредиенты: все ли они должны быть посажены и собраны человеком, который будет его делать?» Есть много вопросов, на которые большинство людей, которые используют рапэ и живут далеко от мест его производства, не могут быстро и правильно ответить.

Шаманский нюхательный табак

Давайте начнем с самого начала: откуда взялся рапэ? У разных племен есть свои собственные истории о том, откуда берутся священные растения, хотя эти истории все же имеют общие элементы.

Яванава рассказывают историю своего патриарха, короля Рувы, который жил в то время, когда смерть еще не нашла человечество. История гласит, что он был первым человеком, который умер, и они похоронили его в середине своего Шуху – Малока, или Длинного дома. Через некоторое время там, где он был похоронен, начали расти какие-то растения. Проросла виноградная лоза, и они назвали ее Уни, или Аяхуаска. Появился и чили: растение, использовавшееся в старые времена для магии левой руки. Проросли и другие растения, некоторые из них теперь уже забыты. Еще там выросло растение с большими листьями, люди не знали, что с ним делать, но их мудрый знахарь сказал им высушить его и растереть в мелкий порошок. Он велел им взять тростниковую или бамбуковую трубку и втянуть его носом, сказав, что это заставит человека летать и унесет его далеко. В их традиции с определенными растениями вы можете делать добро или зло, все зависит от ваших намерений. Но с «табако» вы можете делать только добро. Это не означает, что прием слишком большого количества не навредит вашему здоровью – это означает, что его можно использовать только для исцеления и позитивной магии. Со времен Сотворения мира и до своего первого контакта с внешним миром Яванава использовали свой рума (так они называют рапэ), чтобы поднимать свой дух, сосредоточиться, внимательно созерцать и исцелять.

В основном племена Пано в штате Акри используют известный нам рапэ. Это такие племена, как Яванава, Хуни Куин или Качинава, Нукини, Кунтанава, Катукина, Шаненава и Шавадава. Помимо племен Пано, в том же регионе есть племена Аруак, такие как Апурина. Все они вступили в контакт во время каучуковой лихорадки в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, что, если подумать, произошло совсем недавно. С тех пор их убивали, обращали в рабство, подсаживали на алкоголь и – что, возможно, хуже всего – уничтожали их культурное наследие, главным образом из-за вмешательства миссионеров. Эти миссионеры лишили многие племена их языка, их духовной веры и их лекарств, которые всегда были важной частью их культурного наследия и духовной самобытности.

Рапэ, возвращение

Большинство племен утратили почти все свои знания о растениях, и лишь немногие представители старшего поколения еще помнят, какие травы нужно использовать для приготовления рапэ, какие деревья сжигать для пепла и так далее. Мы знаем, что некоторые представители из Хуни Куин сохранили традицию рапэ и постоянно проводили ритуал, хотя даже у этой группы рапэ пользовался популярностью у меньшинства.

Катукины, которые первыми познакомили мир с лекарством камбо, также были первыми из тех, кто начал принимать рапэ. От Яванавы мы знаем, что, когда к ним прибыл первый белый человек, вождь подал ему рапэ, чтобы посмотреть, что он собой представляет. С тех пор у них была долгая и печальная история работы в качестве рабов со всеми вытекающими отсюда трудностями и потерей почти всей своей культуры, так было до 80-х и 90-х годов, пока новое поколение не начало перестраивать свою общину, выгонять миссионеров и возвращать свои лекарства. Когда они вернули двух последних живых шаманов, которые во времена каучукового бума жили как изгои, они начали восстанавливать свою аутентичность, свои знания и лекарства, включая рапэ. И поэтому у каждого племени есть история восстановления своей идентичности и своих секретов.

Волшебное небо над нетронутым лесом региона Юруа.

 

Священный Рапэ

Некоторые племена смогли сохранить свои знания о лекарствах, в том числе апурины, которые происходят от другого языкового корня (они аруак). Их рапэ такое, какое оно и должно быть: высушенные и растертые в порошок листья Awiry, которые прорастают на берегах реки.

Вопрос «Что настоящее?» также относится к ингредиентам. Мы говорим здесь об известном нам нюхательном табаке, который поступает в основном из штата Акри в Бразилии. Есть, конечно, много других традиционных продуктов, которые производят другие группы коренных народов, таких как Топо с северо-востока Бразилии.

Облюбованная точка принятия рапэ в деревне Нова-Эсперанса. Племя Яванава.

Есть нюхательный табак Вирола, о котором мы знаем очень мало; а в Перу есть Нуну, который можно сравнить с нюхательным табаком Апурина, и это лишь несколько их видов. Вероятно, на самом деле их было гораздо больше, просто большинство рецептов утеряно.

В настоящее время большинство племен берут табак в придорожных магазинах и у некоренных фермеров. Листья и травы, которые сжигаются для использования в рапэ, чаще всего собираются в дикой природе или иногда выращиваются в садах. Есть местный сорт Мапачо, так называемый Табако де Мои, который выращивается в этом регионе, а также более сильные виды табака, такие как Корда, Арапирака, Сабиа и другие, которые поступают из других регионов, в которых они и производятся. Все разновидности относятся к Nicotina Rustica, в отличие от широко известной Nicotinia Tabacum.

В прошлом зола, используемая для приготовления рапэ, изготавливалась исключительно из коры, которая используется в качестве основы для многих видов лекарств, поскольку она имеет основную часть лекарственных свойств дерева. Однако в настоящее время во всем мире существует такой большой спрос на рапэ, что для его изготовления также начали использовать и древесину. В общинах коренных народов отдают предпочтение именно рапэ, сделанном исключительно из коры.

Современные реалии

Хотя большинство трав, которые используются для приготовления рапэ, собраны в окрестностях, иногда туда добавляют некоторые «неродные» травы, такие как эвкалипт. Некоторые из лучших производителей рапэ любят добавлять в порошок несколько листьев, таким образом создается свежий аромат, который маскирует запах табака. Со временем коренные народы развили свои обычаи и начали использовать новые ингредиенты. С точки зрения ингредиентов, наиболее аутентичный рапэ производится племенем Авири из Апурина и Нуну из Маце.

Сбор коры Цуну. Собирается только кора, с заботой о природе!

Когда вы идете в Яванаву, пожилые мужчины, которые больше чтят традиции, говорят, что единственное настоящее рапэ (у них это рума или руме) делается из пепла Цуну, но есть и другие, которые иногда любят использовать кору мулатейро, так как из него получается хороший пепел и оно растет в изобилии на их территории.

Кроме того, есть много коренных молодых людей, которые принадлежат к разным племенам, и которые для приготовления рапэ сжигают всю древесину, которую только могут найти. Некоторые производят таким образом рапэ, чтобы заработать деньги на покупку алкоголя, в то время как другие сидят на длительных диетах, изучают свои традиции, проводят церемонии и полностью посвящаю себя духовному миру. В наших жилах течет красная кровь, независимо от того, какого цвета наша кожа, являемся мы коренными жителями в своей местности или любой другой этнической группой – все мы обычные люди, какие-то хотят все делать правильно, а другие нет.

Исконность

Еще один важный вопрос, который часто поднимают – кто действительно может считаться коренным населением. Могут ли коренные народы двигаться в ногу со временем, чтобы жить так же как современные люди, или они должны «застрять» в каменном веке? Большинство людей, которых я знаю и с которыми работаю, покупают качественные джинсы и кроссовки, пользуются хорошим телефоном и имеют учетную запись в Facebook. Делает ли это их менее коренными? Я так не думаю: если вы живете в 21 веке, это не означает, что вы не можете поддерживать свои традиции. Все мои друзья и знакомые – молодые люди, которые очень преданы своей духовности. Хотя они вполне современны, они также живут своими традициями. Они едят то, на что охотятся, они также ловят рыбу, выращивают себе пищу, долго сидят на диете в глубине леса и так далее. Я из Нидерландов, я не ношу деревянных ботинок, но это не значит, что я уже не голландец, даже после того, как я 25 лет живу по всему миру.

Как мы уже выяснили, производители рапэ бывают коренными и некоренными. Некоторые некоренные производители – настоящие мастера. Один из моих друзей – лучший рапэзейро, делает рапэ, который по качеству превосходит продукты от большинства местных производителей, и может распознать большинство видов пепла, глядя на них и протирая их между пальцами. Можно ли утверждать, что его рапэ ненастоящее, только потому, что он не принадлежит к какому-либо племени? В Амазонии вопрос о принадлежности часто является относительным, потому что у большинства жителей есть родственники среди местных. Но даже за пределами Амазонки есть много хороших производителей рапэ. Я сам гринго и делаю вполне приличное рапэ, которое некоторые из моих друзей-туземцев принимают.

Вывод

Итак, давайте подведем итог: что же на самом деле представляет собой рапэ? И какой рапэ «настоящий», а какой нет?

Яварани, последний из знахарей Яванавы, 102 года, тянет лодку со своей семьей.

Применение

Что делает рапэ настоящим в первую очередь, так это то, как вы его используете. Если у вас есть рапэ, сделанное величайшим из ныне живущих шаманов, но принимаете его в баре, выпивая алкоголь и разговаривая в процессе его потребления, то вы определенно не воспринимаете рапэ как шаманский инструмент, а просто используете нюхательный табак для своего удовольствия. Такой прием можно прировнять к курению обычных сигарет. Если, наоборот, вы берете любой рапэ, но идете посидеть в тихом месте или на природу, успокаиваете свои мысли, излагаете свои намерения, в процессе приема вы сосредоточены, то вы используете рапэ именно так, как и нужно. Я бы сказал, что фактор номер один, который определяет, является ли рапэ «настоящим», — это то, как вы его используете.

Тогда возникает вопрос со стороны коренного населения: «Если рапэ делает туземец, то он обязательно настоящий?». Коренные жители – такие же люди, как и все мы: некоторые хорошие, некоторые нет; некоторые компетентны, некоторые нет, и так далее. Конечно, самые знающие люди живут именно в тех племенах, которые сохранили свои традиции. Хотя также верно и то, что есть много коренных народов, которые не знают, как сделать рапэ правильно, которые не действуют этично и которые, например, могут сжечь для рапэ любое старое дерево, потому что большинство людей все равно не поймут какой пепел был использован для его приготовления. Есть много людей, которые изготавливают рапэ просто ради денег и не тратят их на свои семьи, а вместо этого едут в город и спускают их на выпивку и девушек.

Есть также очень хорошие производители рапэ, которые не являются коренными жителями, но которые посвятили очень много времени для изучения всех тонкостей его приготовления (в основном это люди, которые пьют аяхуаску и которые имеют определенную приверженность моральному поведению). Многие из них родом из региона Амазонки, и в их жилах течет кровь коренных народов. Рапэзейрос в наши дни может быть откуда угодно…

Рапэ, как и любое другое лекарство или пища, поглощает энергию, которую излучает человек, который его производит, поглощает его мысли, намерения, его состояние ума, уровень духовной эволюции и так далее. В племенах люди обычно любят делать рапэ, поэтому оно получает позитивную энергетику. Чаще всего они делают две порции: одну для себя, а вторую, чтобы поделиться с друзьями.

В заключение

Когда берете рапэ, очень важно знать, кто его сделал, и каково было его душевное состояние. Кроме того, важно знать, насколько компетентен его производитель и знает ли правильную технику изготовления; была ли зола хорошо подготовлена и на самом ли деле она была изготовлена из правильной древесины; была ли она хорошо просеяна, чтобы иметь хорошую текстуру. Также нужно учитывать еще несколько ключевых моментов, которые являются отличительными признаками хорошо сделанного продукта.

И я не могу сказать, что всего этого достаточно: очень важен также тот факт, где и как вы используете рапэ. Рапэ, как и другие священные лекарства, открывает ваше энергетическое тело, поэтому вы становитесь более восприимчивыми к поглощению энергии извне. Убедитесь, что та энергия, которую вы будете поглощать, будет для вас полезной.

Убедитесь, что вы находитесь в правильном месте с правильными людьми. Рапэ очень силен, так что использовать его нужно правильно, с умом и с уважением!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *